Итак, дано: реальное событие. Монах сжёг древний монастырский храм. Автор пытается влезть в душу монаха и понять, почему он так сделал.
Не знаю, насколько сам Мисима был готов раскрывать сюжет и финал на обороте, но если бы мне об этом не рассказали на обложке, чтение вышло бы однозначно другим.
Осторожно: спойлер.
В романе постоянно идёт противопоставление прекрасного и светлого с уродливым и тёмным. Герой делит мир на абсолюты и причисляет к ним людей и вещи сообразно своей собственной шкале.
Мне хотелось прочувствовать становление той степени отчаяния и тяжести от своих, своей рукой нарисованных абсолютов без привязки к конечному действию. Он возлюбил Золотой храм иллюзией, ни разу его не видев, напитавшись лишь рассказами отца. И, сжигая его, он сжигал ту же самую иллюзию. И отчего-то у меня сложилось ощущение, что иллюзия осталась жива. Лишь материальное подтверждение было уничтожено. И иллюзия оказывается бессмертнее. И вместе с иллюзией прекрасного — так необходимое герою подтверждение его уродства.
Это мог бы быть акт торжественного самоуничтожения, но он им не стал.
Не буду касаться своего мнения относительно внедрения в сюжет проституток и прочего мирского. Оно несомненно было дано для иллюстрации неотъемлемой части бытия — простой человеческой стороны, куда герой так и не смог прийти.
Героя на протяжении всего романа уничтожает и топчет он сам. Он сам возводит Храм. Сам ставит его гранью. Сам напитывает её силой. Сам начинает её ненавидеть. Сам придумывает своё бессилие.
Ему хочется, чтобы его спасли из этого собственноручно, собсвенномысленно созданного ада, но лишь малейший намёк на избавление, допущение хоть малой трещины в его картине мира — и он начинает бороться, внутри и снаружи, оберегая этот ад от разрушения.
Думаю, это смело — пойти в голову реального человека, который совершил нечто подобное.
Не уверена, что там было что-то такое, но отдаю должное и монаху, и Мисиме.
Если будете читать, постарайтесь не делать этого в суете и сутолоке, не повторяйте мою ошибку. Из-за неё я буду роман перечитывать ещё раз. Потому что чувствую — что-то я в нём упустила.
#мисима #юкиомисима